Джаз на «Горбушкином дворе»

На «Горбушкином дворе» заработал джаз-клуб «Джаз-консилиум». Каждый вторник в концертном зале техномолла собираются любители джаза, чтобы поговорить о творчестве известных музыкантов, обсудить  новинки, поменяться пластинками. О создании такого клуба много лет мечтал его председатель Владимир Сергеевич Обруч, в обычной жизни - заведующий  терапевтическим отделением городской клинической больницы № 15 им. О.М. Филатова.

 

- Точкой отсчета стал 1986 год, - рассказывает  Владимир Обруч. -  Нам надоело бегать по лесам, по Самотеке, по Ленинскому проспекту... В Малино, помню, в мороз, в минус 20  появилась милиция с собаками. Я бежал остановку назад, утопая по колено в снегу…

 На Самотеке, спасаясь от милиции, люди под машины прыгали. И тогда  мы организовали клуб филофонистов в Лобне, в тамошнем ДК. Туда приезжали люди со всех концов Москвы.  Но проработали мы там всего два месяца. И после этого нам подфартило: мы познакомились с директором ДК им. Горбунова Ю.Н.Шедовым, и он нам выделил комнату на втором этаже, слева, где были всевозможные кружки, и  мы начали там собираться. Нас было четверо, кто организовал на «Горбушке» этот клуб филофонистов: Боря Симонов (в 90-х он открыл магазин «Трансильвания»), Игорь Шалыгин (сегодня он владеет магазином на «Горбушкином дворе») Леша Плюснин (он сейчас живет в Санкт-Петербурге) и я.

Но увлечение джазом пришло позже, а тогда я слушал в основном рок и  симфоническую музыку. Джаза на виниле было мало, но главное -  в СМИ не было никакой информации о джазе.

В 1996 году мне в руки попался двойной концертный альбом Пэта Метении «Travels». Я его послушал и подумал: «Вот – настоящая музыка!» И как раз тогда на улице Свободы открылся магазин «Пурпурный легион», где продавались в том числе и фирменные диски с записями джаза. И я начал скупать там диски на многие тысячи рублей -  и слушал, слушал, слушал. Мне казалось, что в джазе нет ни конца, ни края.

У меня существует  потребность делиться с другими людьми тем, что я знаю, об этом же я прошу и моих коллег по джаз-клубу: рассказывайте о том, что вам нравиться, ибо носить это в себе – значит зарабатывать дополнительные болезни. Надо все знания отдавать другим людям, тогда это будет и  тебе приятно, и окружающим. Я, например, с удовольствием даю диски слушать десятками, чтобы человек понимал, как развивается  тот или иной музыкант, как он сейчас играет и как он станет играть в дальнейшем.

В 1997 году в ДК им.Горбунова образовалась небольшая группа людей, которая увлеклась джазом. К нам по субботам приходил даже Евгений Александрович Евстигнеев. Он каждый раз спрашивал: «Володя, что сегодня есть нового из саксофона?» Он очень любил саксофон в джазе…

Уже 15 лет я мечтаю открыть джаз-клуб для коллекционеров. В 90-х годах один из зам.министра финансов предложил мне помощь в открытии джаз-клуба. Он сказал: «Ищи помещение, чтобы был хороший паркинг, потому что много иностранцев в Москве, которые не знают куда пойти…» Я нашел такую площадку на «Динамо». Но далее было все, как обычно: пока это в стадии прожектов, мы на все готовы, а как до дела доходит:  «Володя, извините!» И вот так все тянулось 15 лет. 

В прошлом году один мой друг предложил открыть джаз-клуб в ресторане у Славы Медяника. Уже на первое заседание пришло более ста человек: музыканты, коллекционеры, пресса. Казалось, что начало было удачным, но Слава решил не вкладывать в джаз-клуб денег, а заниматься только рестораном.

А на сегодняшний день нам помогает нам помогает техномолл «Горбушкин двор», где мы собираемся теперь каждую неделю.

- Почему клуб называется «Джаз-консилиум»?

- Название «Джаз-консилиум» возникло буквально за одну ночь. У меня в отделении в больнице тогда лежал наш легендарный джазовый педагог и мой близкий друг Владимир Брандт. И тогда как раз встал вопрос о названии для джаз-клуба.  Наутро во время обхода мы провели небольшое совещание: у меня за ночь придумалось 8 названий, а у него – штук десять. Название «Джаз-консилиум» было и в моем, и в его списке. На этом мы и остановились. Это – очень удачное название, потому что «Джаз-консилиум» - это мнение всех, ведь один слушает авангард, другой – свинг, третий – бибоп, четвертый – джаз-рок. Мы так и решили: что клуб будет работать по этому принципу.

- Кто составляет основной контингент джаз-клуба?

- В основном это коллекционеры, но приходят и молодые ребята, которые только-только начинают познавать, что такое джаз. Они говорят: «Ёлки-палки! Мы такую музыку и не слышали!» У нас же в СМИ не показывают хороший джаз. Почему я раньше не слушал джазовую музыку? Потому что ее не показывали! Показывали эстраду, немножко рок, а из джаза – только  Армстронга, Эллу Фитцджеральд. И то редко. Так вот наша задача - показать хороший джаз и рассказать, что это такое.

Вот один из примеров, который я часто привожу: однажды ко мне в больницу  заехал мой друг,  генерал ФСБ. Он был как раз из тех людей, что откровенно считали, что если «сегодня ты играешь джаз, то  завтра Родину продашь».  А у меня в кабинете звучал Кенни Беррон. «Это кто играет? – спросил он. -  Какой же это джаз? Это же красивая музыка!»

- Каким вы видите джаз-клуб в идеале? Как он должен развиваться?

- Клуб должен работать в общем-то ежедневно. Это должно быть или кафе, или бар, или небольшой ресторан, в котором люди могли бы собираться в любой удобный для них день.

Один мой знакомый музыкант рассказывал, как он, будучи в Нью-Йорке, зашел в клуб «Blue note», а там играло известное трио во главе с Роном Картером. В клубе - два человека, а они играют на полную катушку. Им без разницы, сколько человек в клубе, главное, чтобы этот клуб работал. Вот и у нас такая задача: чтобы клуб работал каждый день. И не важно, сколько он будет собирать посетителей.

А я знаю, что в Москве существует большая потребность в хорошей джазовой музыке. Здесь много иностранцев, но они в основном сидят по своим квартирам, потому что, во-первых, боятся, во-вторых, не знают, куда пойти.

А куда пойти коллекционеру? Мне, например, неинтересно пойти в ресторан, чтобы выпить рюмку водки, посидеть – и уйти. Мне интересно получать серьезную информацию, общаться с людьми, которые дадут мне информацию, которую я не знаю. Вот что для меня важно.  Я хочу получать информацию.

При клубе должен быть небольшой магазинчик, где люди могли бы оставлять заявки: пришли, послушали программу, которую мы для них подготовили, - заказали диск. Сейчас заказать можно все, что угодно. Главное – знать, что заказать. Для чего и нужен клуб. Кроме того через клуб можно заказывать диски по специальной цене, для членов клуба. А тематические вечера мы можем проводить столько раз, сколько понадобится.

Мы можем устраивать не только прослушивания записей, но и приглашать музыкантов, причем не только наших, но и зарубежных тоже. У нас есть кое-какие завязки. Будем искать спонсоров, ведь если ничего не вложишь, то ничего и не получишь. А пока у нас – клуб по интересам.

 

Интервью взял Владимир Марочкин